Программа деятельности базовой площадки
Обоснование для присвоения статуса базовой площадки образовательной организации
1.Данные об образовательном учреждении
1.1. Полное наименование ОУ: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 55» (средняя школа № 55)
1.2. ФИО руководителя: Биткова Оксана Валерьевна
1.3. Адрес ОУ/ОО с почтовым индексом: 1500461, г. Ярославль, улица Громова, 36
1.4. Телефон /факс: 8(4852) 56-39-26
1.5.
E-mail
1.6.
Сайт
2. Предполагаемая тема площадки: «Развитие и оценка креативного мышления как компонента функциональной грамотности обучающихся»
Результаты:
- определены сущностные характеристики креативного мышления;
- выделены критерии оценки креативного мышления обучающихся;
- систематизированы технологические приемы развития креативного мышления;
- созданы методические рекомендации по развитию и оценке креативного мышления обучающихся;
- создан портфель электронных образовательных ресурсов для развития и оценки креативного мышления обучающихся.
Критерии оценки результативности:
- наличие итоговых продуктов работы базовой площадки;
- наличие положительных отзывов об опыте работы педагогического коллектива со стороны участников различных методических мероприятий, проводимых в рамках работы базовой площадки.
3.Данные об ответственном лице за работу площадки
3.1. ФИО: Сергеева Ольга Николаевна
3.2. Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
3.3. Телефон / факс: 8(4852) 55-41-53
3.4.
E-mail
4. Наименование структурного подразделения, курирующего деятельность базовой площадки: кафедра общего образования ГАУ ДПО ЯО ИРО, старший преподаватель Урывчикова Наталья Владимировна
5. Описание состояния методической деятельности образовательной организации по выбранному направлению с обоснованием готовности к работе в статусе площадки
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.
С целью повышения качества и конкурентоспособности российского образования с 2018 года ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» реализует инновационный проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», в рамках которого осуществляется переориентация системы образования на новые результаты, связанные с «компетенциями 21 века», и развитием функциональной грамотности обучающихся.
В настоящее время в исследовании PISA–2022 в качестве нового компонента содержательной области функциональной грамотности введена такая компетенция как креативное мышление. Креативное мышление рассматривается как способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Целенаправленное развитие креативного мышления связано с реализацией требований обновленного ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам, а также ориентировано на развитие креативности как «умения для жизни».
В 2022 году МОУ «Средняя школа №55» была выбрана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для участия в основном этапе международного исследования PISA-2022 и вошла в перечень школ региона, которые осуществляли подготовку ярославских школьников к участию в данном исследовании.
Отметим, что школа имеет стабильные, но невысокие образовательные результаты, коррелирующие с результатами школ, находящихся в одном кластере. На основе анализа внутришкольного контроля администрацией школы разработана дорожная карта по повышению образовательных результатов обучающихся, одним из компонентов которой является методический блок, направленный на повышение уровня технологической компетентности педагогического коллектива. Педагоги школы в большей степени проявляют компетентность в развитии иных направлений функциональной грамотности и испытывали профессиональные затруднения в развитии и оценивании креативного мышления учащихся. Для восполнения профессиональных дефицитов и совершенствования технологической компетентности педагогический коллектив школы в количестве 19 человек прошел обучение по ППК «Развитие и оценка креативного мышления как компонента функциональной грамотности обучающихся» в объеме 24 часов на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО. Также педагоги школы целенаправленно под руководством экспертов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» с февраля по апрель 2022 года осваивали методический инструментарий развития и оценки функциональной грамотности школьников, в том числе и креативного мышления.
По итогам участия в международном исследовании PISA-2022, а также во всероссийских и региональных методических мероприятиях, педагоги МОУ «Средняя школа №55» осознали актуальность и перспективность развития креативного мышления учащихся с целью повышения качества образовательных результатов. Отмечается осознанность профессиональной позиции педагогов в вопросах понимания сущностных характеристик креативного мышления и подходов к его оцениванию, готовность и способность использовать в своей профессиональной деятельности современные образовательные техники развития креативного мышления. Более того, у учителей школы отмечается устойчивая мотивация к изменению практики организации учебной деятельности учащихся для формирования нового образовательного результата и открытость профессиональной позиции к обмену опытом и его трансляции.
Сравнительный анализ результатов стартовой и итоговой диагностических работ по функциональной грамотности в области креативного мышления учащихся 9 классов показал, что обучающиеся продемонстрировали базовый (53,5%) уровень сформированности креативного мышления.
В связи с этим администрация и педагогический коллектив школы проявляют готовность к совершенствованию профессиональной компетентности в области развития креативного мышления учащихся как перспективного направления развития образовательной организации и площадки для обмена опытом профессиональной деятельности с педагогической общественностью региона.
6. Описание состояния инновационной деятельности образовательной организации по выбранному направлению с обоснованием готовности к работе в статусе площадки
Коллектив школы имеет опыт инновационной деятельности:
- в рамках муниципальной экспериментальной площадки по проекту «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся «Лидер в образовании» (2014-2016 гг.);
- в рамках региональной базовой площадки по теме «Создание условий для достижения планируемых результатов при организации учебной деятельности обучающихся по немецкому языку как второму иностранному» (2019-2021 гг.);
- в рамках региональной базовой площадки по теме «Разработка цифровых ресурсов и реализация моделей смешанного обучения в преподавании английского языка и немецкого как второго иностранного» (2021-2023 гг.).
7. Описание состояния информационных, материально-технических, организационно-методических и кадровых ресурсов для осуществления деятельности в рамках конкретных направлений научно-исследовательской, научно-методической, организационно-методической деятельности Института
Анализ динамики численности учащихся школы №55 демонстрирует тенденцию к постоянному притоку обучающихся на всех уровнях образования.
Школа находится в административном центре Дзержинского района города Ярославля. Состав жителей района достаточно разнообразен по образовательному и социальному статусу, вследствие чего в школе обучаются дети с разным уровнем развития и выраженным дифференцированным родительским ожиданием в отношении образования детей. В связи с этим школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. Открыты классы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Школа имеет достаточные информационные и технические ресурсы. Библиотечные фонды школы в полном объёме обеспечены учебниками, художественной литературой, справочниками и т.д., электронные образовательные ресурсы насчитывают более 156 экземпляров. В каждом учебном кабинете есть компьютер или ноутбук, в 9 кабинетах – телевизоры, 10 кабинетов оснащены интерактивными досками, 16 кабинетов – проекторами. Есть локальная сеть и доступ к сети интернет, имеются технические возможности для веб-трансляций и веб-конференций, активно работает сайт школы, где можно освещать работу базовой площадки. Кроме того, создана официальная группа в Телеграм-канале. Копировально-множительная техника (принтеры, сканер, МФУ) даёт возможность распечатки и тиражирования педагогами учебно-методических материалов не только в чёрно-белом, но и в цветном варианте. В школе есть актовый зал для проведения семинаров на большую аудиторию (до 200 человек).
Педагогический коллектив школы № 55 стабилен, средний возраст 45-46 лет. Педагоги школы имеют достаточно высокий профессиональный уровень, обладают большой работоспособностью, восприимчивы к новым тенденциям в образовании, обладают высоким творческим потенциалом. Более 67% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию, 9 % составляют молодые педагоги со стажем работы до 3 лет.
Учителя школы ориентированы на самообразование, участвуют в педагогических интернет-конкурсах, транслируют накопленный методический опыт в работе конференций, круглых столов, семинарах на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
В школе создана психологическая служба и работает педагог-психолог. Целенаправленно ведется психолого-педагогическая диагностика и создана система работы по психологическому сопровождению учащихся начальной, основной и старшей школы.
Таким образом, наличие комплекса ресурсов позволяет организовать на базе школы деятельность педагогического коллектива в рамках заявленной тематики.
8. Предполагаемый план работы образовательной организации в статусе площадки
Цель: обобщение и трансляция лучших практик в области развития и оценки креативного мышления как компонента функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
- создать условия для обобщения теоретических аспектов и практического опыта в области развития и оценки креативного мышления обучающихся;
- создать условия для трансляции лучших практик в области развития и оценки креативного мышления обучающихся.
п/п
|
Наименование мероприятий
|
Сроки, место проведения
мероприятий
|
Категория участников
|
Форма представления итоговых материалов
|
ФИО ответственных (исполнителей)
|
1
|
Педагогический совет «Креативное мышление: достигаемновый образовательный результат»
|
август 2022
|
коллектив школы
|
решение педагогического совета
|
Биткова О.В.
Сасарина Е.Е.
Сергеева О.Н.
Семенюк Е.А.
Тюленева О.Л.
|
2
|
Внутрифирменное обучение в форме практикумов по вопросам развития и оценки креативного мышления учащихся
|
октябрь 2022- май 2023
|
коллектив школы
|
новости на сайте школы;
обновлениеинформационного раздела на сайте
|
Биткова О.В.
Сасарина Е.Е.
Сергеева О.Н.
|
3
|
Создание и поддержка информационного раздела на сайте школы по данной деятельности
|
июль 2022 – июль 2023
|
коллектив школы
|
систематизация теоретических и практических материалов на сайте
|
Сергеева О.Н.
|
4
|
Стажировки в рамках КПК «Креативное мышление как компонент функциональной грамотности обучающихся»
|
по плану проведения ППК
|
руководители и педагоги ОО
|
программы стажировок;
отзывы обучающихся на КПК
|
Биткова О.В.
Сасарина Е.Е.
Сергеева О.Н.
|
5
|
Наполнение содержанием страницы «Креативное мышление» на Wiki ИРО
|
сентябрь 2023 – июнь 2024
|
коллектив школы
|
примеры заданий на развитие креативного мышления в рамках разных предметных областей
|
Сергеева О.Н.
Урывчикова Н.В.
|
6
|
Семинар «Креативное мышление как условие успешности» (с проведением открытых уроков)
|
март 2024
|
руководители и педагоги ОО
|
сценарии уроков
видеозаписи уроков
|
Биткова О.В.
Урывчикова Н.В.
Сергеева О.Н.
|
7
|
Участие в образовательных мероприятиях ИРО по формированию функциональной грамотности
|
по плануИРО
|
руководители и педагоги ОО
|
новости на сайте;
материалы выступлений
|
Биткова О.В.
Урывчикова Н.В.
|
8
|
Создание методических рекомендаций по развитию и оценке креативного мышления обучающихся
|
июнь 2024
|
рабочая группа
|
методические рекомендации
|
Урывчикова Н.В.
|
Приказ ГАО ДПО ЯО "Институт развития образования" от 06.07.2022 № 01-03/115 "
О базовых площадках"