Меню сайта

  


Перешли … в первый класс

В ярославской школе № 55 уже есть опыт обучения детей шестилетнего возраста. Два года назад здесь был организован так называемый нулевой класс. И воспитатель-методист Валентина Ивановна Злобина, учителя Лариса Григорьевна Захарова и Екатерина Васильевна Сазонова включились в поиск, вместе с родителями начали осуществлять подготовку по экспериментальной программе самых юных учащихся. Использовались игровые формы, и, как показал опыт, весьма успешно.

Эти дети, перешедшие в первый и второй классы, хорошо справляются с учебными заданиями, а по некоторым показателям, таким, как техника чтения, быстрота счета, «выполняют нормы» за второй и даже за третий класс.

С нового учебного года школа переходит к четырехлетнему начальному обучению детей с шести лет. И потому многим учебным заведениям области предстоит за время летних каникул серьезно пересмотреть свои возможности и резервы, укрепить материальную и методическую базу. Здесь важно все учесть, так считают педагоги ярославской школы № 55.

Директор школы Mapгарита Владимировна Белосельская показывает специально оборудованную игровую комнату, учебный класс, спальню для шестилеток. Класс оснащен ярким наглядным учебным игровым материалом. Вот вырезанное из картона красочное парусное судно — на нем во время уроков «отправляются» юные путешественники в плавания по морям-океанам, постигая, тайны окружающего мира. А кукла, исполненная в театральном варианте, служит своеобразным проводником знаний от учителя-воспитателя к детям. Это находка педагогов, средство привлечения и сосредоточения пока еще неустойчивого внимания малышей на уроке. Тут же аппликации, поделки — результат творчества самих детей.

И хотя учебный год уже позади, сейчас, как и в самый активный период занятий, рекреационный зал полон детского гомона — в школе разместился летний лагерь. Среди ребят — несколько бывших шестилеток, перешедших в первый и второй классы. – На вид они такие же, как и их детсадовские сверстники, но в то же время чувствуется уверенность в их манере держаться. Вовсе не детсадовская.

— Где было интереснее заниматься, в первом или нулевом классе? — спросил я ребят.

Бойкая девчушка сразу взяла на себя инициативу ответа и заверила, что интересно и там, и там, но интереснее было в нулевом классе. И это вполне понятно, так как главная перемена в жизни этих детей выпала именно на период приобщения к школе, то есть на период обучения в нулевом классе. А все, что ново, необычно, всегда особенно интересно. Дети вполне адаптировались в школьных условиях, и переход в первый класс они восприняли как должное.

Валентина Ивановна рассказывает: «Специального отбора детей в нулевые классы не было. Это обычные дошколята. Все проявили стремление, к познанию нового и порой поражали учителей начальных классов, которым они были переданы на дальнейшее попечение, своими успехами».

Установлено, что наибольшая познавательная активность приходится на возраст 5—7 лет. И этот момент, в частности, был учтен в реформе школы. Однако, конечно же, успехи воспитанников определялись не только особенностями их возраста, а в первую очередь заботой и умением воспитателей и учителей.

Но если обучение шестилеток проходило довольно успешно, то определенную трудность испытывали педагоги в контактах с родителями своих питомцев. Некоторые из них, считает Валентина Ивановна, поначалу недостаточно ответственно отнеслись к этому важному периоду в жизни детей, не оказали должного содействия педагогам в воспитании. Необходимо было провести серьезную разъяснительную работу с родителями. И здесь вновь помогли терпение, выдержка, настойчивость, присущие учителям. Отошли от привычных форм, таких, как родительские собрания. Проводили совместно с детьми и родителями зрелищные игры, спортивно-игровые соревнования, праздники, дающие много положительных эмоций как детям, так и взрослым. В итоге для многих ранее невнимательных к своим родительским обязанностям пап и мам посещение школы стало необходимостью, а помощь педагогам в воспитании своих детей — нормой.

Сейчас школа готовится к новому приему шестилеток, которые, в отличие от их предшественников, пойдут уже в первый класс. Переход к новой программе начального обучения, рассчитанной на четыре года, даст возможность исключить дублирующие этапы и одновременно более основательно подготовить детей к последующей ступени школьного обучения. А потому оставшуюся часть лета будет продолжаться кропотливая подготовительная работа.

В. СТУКАС, студент IV курса факультета психологии Ярославского государственного университета.

Северный рабочий, 13 июля 1986 года


Заметки из школы

Все могут малыши

Школа № 55 Дзержинского района. Здесь стоит побывать, чтобы увидеть, насколько тщательно продуманы обстановка, интерьер, которые способствуют развитию и закреплению навыков личной гигиены, разумного чередования труда и отдыха, режима питания, потребности в ежедневных занятиях физкультурой. Разнообразны и во многом поучительны для нас, взрослых, те приемы, которые используют педагоги в целях оптимизации самочувствия и работоспособности детей в процессе школьных занятий.

Приходят шестилетние дети в первый класс из разных детских садов, имея разный уровень умственной и физической подготовки. Но в первый же год быстро выравниваются. Разумеется, наибольшая заслуга в этом принадлежит учителю. Самые маленькие в школе доверены людям опытным, глубоко знающим детскую психологию, современную динамику развития ребенка. Назову их. Воспитатель-методист Валентина Ивановна Злобина, учительницы Галина Николаевна Бурлакова, Екатерина Ивановна Иванова.

Мне довелось побывать на уроках у Г. Н. Бурлаковой. Признаюсь, был увлечен игровой импровизацией, которая присутствовала на занятии. Оказалось, по специальности она учитель-математик. Но, кроме школы, четыре года работала в детском саду. Понравилась ее убежденность, вера в способности каждого ребенка, желание постоянно что-то улучшать в своей работе.

На рабочем месте учителя — кассетный магнитофон и проигрыватель. Физкультурные паузы во время уроков производятся с использованием музыкальных записей. В рекреации, где дети играют на переменах, установлен оригинальный гимнастический мини-комплекс, конструкция которого была придумана и выполнена совместно с родителями. И можно только поражаться, с какой быстротой и увлеченностью малыши «обжили» каждый элемент комплекса. Не случайно и на уроке физкультуры, который я наблюдал, никто не замешкался при построении, ни один не ссутулился, безвольно опустив руки, не шмыгал конфузливо носом из-за насморка, Таковы азы здоровья!

В школе работа с шестилетними детьми и рассматривается как первая, наиболее важная ступень в учебно-воспитательном процессе, который завершается выдачей аттестата о среднем образовании.

И. Рейю, общественный корреспондент "Северного рабочего".

Северный рабочий, 24 ноября 1987 года


В школу с шести лет

ФОТОРЕПОРТАЖ

Прекрасные условия для учебы и отдыха созданы учащимся шестилетнего возраста в ярославской школе № 55.

Пока шестилеток в школе всего тридцать. Первое полугодие было для них серьезным испытанием. Волновались за своих питомцев педагоги и родители. А сами ребята почувствовали себя здесь в своей стихии. В школе оказалось, по их мнению, гораздо интереснее, чем в детском саду. Под руководством молодого педагога Е. В. Сазоновой шестилетние учащиеся сделали первые успехи в овладении азами школьных наук, познакомились с букварем.

На снимке как раз запечатлен важный момент — знакомство с первой буквой «А».

Ну, а поиграть малыши тоже любят — для них устроены специальные рекреации, где после урока ждут их пока такие нужные еще игрушки.

Фото В. Карнизова.

Северный рабочий, 10 января 1985 года